allaborisovna.narod.ru >> алла-графия >> библиография >> статьи >> статьи >> диалоги с певицей
Алла Пугачева отвечает на вопросы читателей "Смены"
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Алла Пугачева сегодня для многих - личность номер один на эстраде. И личность во многом спорная: ее песни, высказывания, сценическая манера одних раздражают, другими принимаются как идеал. О Пугачевой хотят знать буквально все - как поет, с кем дружит во что одевается... Заметив эту ситуацию, во время гастролей Пугачевой в Ленинграде мы предложили представителям самых разных профессий задать ей свой вопрос.
Вот так и сложилось это интервью.
Герой Социалистического Труда, бригадир пошивочного цеха объединения «Скороход» Тамара Николаевна Титова:
- Недавно в обеденный перерыв обсуждали мы телевизионный концерт по заявкам. И тут одна наша работница говорит про Валентину Толкунову: «Она такая же, как мы». О вас такого слышать не приходилось, хотя ваши песни трогают. Такое ощущение, что ваши песни - очень личные, в них ваша жизнь, ваши переживания, волнения, сомнения и боль… Не отделяете ли вы этим себя от нас, зрителей?
А. Пугачева:
- Все зависит от амплуа, от того, какой образ создается на сцене. Амплуа Толкуновой - быть «одной из всех». То, что делаю я, может быть, поначалу кажется непривычным, «из ряда вон выходящим», но я ведь хочу «быть немножко впереди». Таково амплуа, и особенно это подчеркнуто в программе «Монологи певицы», с которой сейчас выступаю. Программа построена так, что требует камерного звучания, здесь предопределено «отделять себя от зрителя». Поэтому, кстати, разговоры с залом между песнями я резко сократила.
Доктор философских наук, социолог Владимир Тимофеевич Лисовский:
- Мой вопрос, возможно, покажется вам банальным - он касается проблемы кумира, идеала и идоломании. Вам приходится с этим сталкиваться изо дня в день, и мне по роду научных занятий тоже. Вы кумир у значительной части молодежи. Надо сказать, что я за кумиров. Ведь его не просто слушают, ему верят. Но у этого явления много негативного - достаточно подойти к служебному входу после вашего концерта, и увидишь столько нелепых страстей. Пытаетесь ли как-то влиять на «поклонников»? Случись такая «пресс-конференция»: вы и ваши самые заядлые поклонники, как их называют, «фаны» - что бы им сказали в первую очередь?
А. Пугачева:
- Я приезжаю в
Ленинград через год-два и замечаю, что у
моих «фанов» растет, если так можно
выразиться, культурный уровень. Они не
только сами меняются, становясь
дисциплинированнее, тактичнее, но и меня
заставили измениться. Раньше, выходя из
дома, не слишком придавала значение тому,
как выгляжу, во что одета, о чем говорю. С
появлением этих самых «фанов» и за собой
стала следить пристальней, помня о том, что
меня слушают, воспринимают, на меня смотрят.
Ну а случись
между нами такой разговор, «пресс-конференция»,
пожалуй, спросила бы у своих поклонников -
они вообще знают, что жизнь коротка? Пусть
думают об этом, когда простаивают у
подъезда. Кстати, и стоять у подъезда можно
по-разному. Можно, например, научиться
общению, познакомиться, друзей найти. Ведь
это своего рода уличный клуб, который живет
по законам, установленным самими этими
ребятами, никем другим! Пусть их общение
будет тоже на уровне - не сплетен, а
разговоров о музыке, о жизни вообще. Может
быть, я много говорю об этих ребятах - ну,
подумаешь, стоит стайка мальчишек-девчонок.
Но меньше всего хочу осуждать: возможно,
прежде чем найти свое место под солнцем, им
нужно найти свое место в тени.
Вопрос писателя Александра Житинского:
- Однажды мне попалась статья с вашим интервью, где были такие слове: «Молодой человек наших дней не представляет себя вне музыкальной культуры. Самые острые, самые актуальные проблемы современной музыки обсуждаются теперь в каждом доме. Складывается ситуация, при которой литературные, театральные и многие другие интересы реализуются именно через музыку. Тем, кто понял эту особенность нашего века, лёгче воспитывать молодежь». К сожалению, фраза была сказана мимоходом, без вашего разъяснения. Но, честно говоря, насторожило такое высказывание, которое волей-неволей отодвигает литературу, театр в разряд второстепенных жанров. Я не могу согласиться с такой точкой зрения.
А. Пугачева:
- Я имела в виду
ситуацию, которая складывается сейчас на
эстраде. Мне приходится часто сталкиваться
с людьми, которые не знают ни хорошей поэзии,
ни театра, ни серьезной музыки. На первый
взгляд, кажется, и знать не хотят! Своими
концертами я, как это ни странно, пытаюсь
заинтересовать их не только эстрадой.
Я уже рассказывала историю, как одна из моих
поклонниц пришла в библиотеку и попросила «стихи
Сонета Шекспира», думая, что именно так
зовут автора. А потом прочитала сборник и
написала мне совсем не глупое письмо. Когда
я запела стихи Цветаевой, Мандельштама,
Ахматовой, мои зрители удивлялись, но
искали, прочитывали этих поэтов, открывали
для себя. А многие мои серьезные слушатели
принимали эти опыты в штыки: Белла
Ахмадуллина, например, обрушилась на меня,
впервые услышав песню «Когда я буду
бабушкой». Я так легко говорю об этом,
потому что и она потом изменила мнение,
оставив за мной право на свое видение,
решение этих стихов. Я все, это рассказываю,
потому что не вижу тут какой-то своей личной
заслуги.
Вы правы, сегодня эстрадная музыка - такой жанр, который «бьет
в десятку». Но кажется мне, что если бы наши
уважаемые представители самых различных
жанров искусства почаще думали, что делают
свое дело не только для высоких ценителей,
но и для тех, кто пришел к ним в первый раз,
на многие вещи им пришлось бы взглянуть
критически. Я за такое искусство, которое
трогает каждого, а не только знатока, - за
искусство Образцовой, Атлантова, Плисецкой,
Максимовой, увидев которых зритель не
выключит ручку телевизора, независимо от
того, достаточно ли образован в этом жанре.
Вот я и ратую за
качественность в любом искусстве! И еще за
то, чтобы думать о тех людях, что пришли к
тебе в первый раз, и о том, придут ли снова, а
это зависит от артиста, а не от жанра.
Зритель в театральной кассе (Александр Соколов, рабочий, 23 года):
- Простояв долгие часы, я так и не достал билет на ваш концерт. И у меня сложилось такое впечатление, что попасть на ваши выступления становится все труднее, если вообще возможно. Мы понимаем, что есть телевидение, пластинки, но ничто не заменит живого общения с певицей, и мечтаем о такой встрече. Когда снова приедете в наш город?
А. Пугачева:
- Наверное, скоро, и опять с программой «Монологи певицы» - именно для того, чтобы ее увидели те, кому в этот раз не удалось. А вам, Саша, лично обязательно пошлю билет…
Главный режиссер Театра имени Ленсовета, народный артист СССР Игорь Петрович Владимиров:
- Вчера побывал - в первый раз! - на вашем концерте, и мне очень понравилось, особенно песня «Люди, люди, люди». Мой вопрос, наверное, будет коротким: как вы выдерживаете такую нагрузку, как все это выносите?..
А. Пугачева:
Люди, люди, люди, сидящие в зале, помогают мне «выносить все это», когда бывает совсем трудно. И я думаю о них, тех, которым, я чувствую, пока еще нужна. И пока еще нужна, не могу не петь...
Руководитель дискоклуба «Витражи» Игорь Чернов:
- У нас на дискотеке делается акцент на популяризацию советской музыки, и надо сказать, что ваши песни, мелодии Юрия Антонова, «Землян», Валерия Леонтьева встречаются публикой с большим интересом. Но, хотя таких исполнителей становится все больше, пока престиж нашей популярной музыки – это сложный вопрос. В последнее время вы часто пели за границей, наверное, там не всегда были лаврами увенчаны. Но каково все-таки ваше общее впечатление - способна ли наша эстрада сегодня конкурировать с зарубежной?
А. Пугачева:
- Это здорово, что вы пропагандируете нашу музыку! А насчет
лавров за границей - тут такое дело. Должна
признаться, если ' бы не была уверена в
успехе там, куда еду; не поехала бы. Я
отказывалась и отказываюсь от многих
лестных предложений. И не только потому, что
боюсь своего личного неуспеха, провала.
За рубежом, и это отнюдь не высокопарность, за спиной стоит
не твое личное, а общественное, наше
искусство. И поэтому нельзя ехать туда
просто так. Пока что все мои поездки прошли
удачно. Если и возникали проблемы, то из-за
отсутствия рекламы. Подчас зритель бывает
не готов воспринять «такую певицу из России»,
уже приучен к стереотипам «калинки-малинки».
Но лед недоверия тает, если работаешь
честно, делаешь то, что умеешь, не
подстраиваешься.
Эстрадное искусство сегодня очень интернационально,
но, чтобы иметь полное право называться
интернациональной певицей, необходимы не
только мои личные усилия. Нужны и
техническое оснащение, и реклама на уровне.
Затраты себя оправдают. Песня сейчас может
многое решить в мире, и это очень серьезное,
хотя и самое мирное оружие. Мы, советские
эстрадные исполнители, только-только
выходим на международную орбиту, и мне
кажется, от этих шагов многое зависит. Вот
что важно: какими мы себя зарекомендуем -
такое и будет потом отношение и к нам, и к
тем, кто займет наше место.
Начальник отдела пропаганды моды Ленинградского дома моделей одежды Евгения Михайловна Франчук:
- Мы заметили, что в последнее время (на телепередачах «Песня-82», «Голубой огонек») изменился характер вашей одежды. Скажите, ваше концертное платье - отражение вашей индивидуальности, идеи того, о чем поете, или же чего-то еще?
А. Пугачева:
- Мое концертное платье - отражение моей индивидуальности, идеи того, о чем пою, и чего-то еще. Но я бы не хотела, чтобы зритель думал, что все мои программы будут в «балахонах». А поскольку зрительское восприятие несколько консервативно, я в телевизионных передачах решила подготовить публику, что могу быть и другой. Может быть, эта «подготовка» поможет, чтобы зритель в новой программе не разглядывал весь концерт наряды, а успокоился после первого номера и занялся своим непосредственным делом - сопереживал песне.
При нашем разговоре присутствовал постоянный соавтор певицы Илья Резник. Он тоже не удержался от вопроса:
- Меня часто
спрашивают: какой, Алла, у тебя характер? Я
говорю, что мы работаем вместе уже больше
десяти лет, с песни «Посидим-поокаем», и не
можем поссориться...
Но почему вчера на концерте ты не назвала автора стихов
новой песни «Скупимся на любовь»?
А. Пугачева:
- Я и себя не назвала. Вот, если понравится песня, если спросят, кто написал, - тогда другое дело... А, знаешь, вчера многие подходили и спрашивали про нашу с тобой новую песню - кто ее написал?..
Молодая певица, солистка Ленконцерта, лауреат телеконкурса «Песня-82» Анна Широченно:
- Каждый певец или певица мечтает «состояться». Существует такое мнение, такой спор: одни говорят, надо петь «все чаще и чаще», чтобы тебя заметили, а иначе можно пропустить свое время, другие - петь реже, но свое. Второй путь, конечно, ближе к слову «состояться», но все-таки - как не пропустить этот «свой момент»?
. Пугачева:
- Одно могу сказать: не надо «экспериментировать на зрителе». То есть выносить на огромную аудиторию свои опусы, которым сам-то не совсем веришь. Не стоит торопиться обнародовать, запечатлеть себя на телеэкране, на пластинке - прошли те времена, когда одного этого хватало, чтобы тебя «узнала вся страна». Зритель ждет, ищет в певице личность, а личность должна, пусть долго, молчать, но потом «явиться» раз и навсегда нужной, убежденной в своей правоте.
Олимпийский чемпион по конькам, тренер молодежной сборной СССР Евгений Куликов:
- Я недавно ушёл из спорта и поэтому немного завидую представителям вашей профессии, которым не надо думать о том, что придется уйти «из игры» по возрасту. Хотя в одном интервью вы говорили, что не собираетесь петь «вечно», называли даже приблизительный возраст, когда, возможно, распрощаетесь со сценой. 'Конечно, жалко будет, если этот прогноз сбудется. А вы никогда не помышляли собрать свой учебный класс из молодых способных певиц и научить их всему, что сами умеете?
А. Пугачева:
- Все, что в моих силах, делаю для молодых певцов, которые
достойны стоять перед людьми на сцене, и для
этого не нужно обязательно открывать свой
учебный класс, хотя меня уже просили об этом
в ГИТИСе. Но я считаю, что молодым надо
передавать отношение к делу, а не
профессиональные секреты - они у каждого
свои. Для этого сцена - лучшая кафедра.
Ну, а что касается
относительного спокойствия моей профессии,
то, поверьте, не так это. И в вашем виде
спорта, и в моем виде искусства нужно каждый
день, каждый концерт помнить, что все это не
вечно. И работать с этой мыслью. Только так
мы продлеваем себе жизнь!
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
В гостиничном номере смеркалось. Пугачева посмотрела на старинные часы... Надо же, час пятьдесят проговорили! Почти столько, сколько длится ее программа «Монологи певицы». И в эти десять ленинградских гастрольных дней главным делом жизни для нее был - Концерт. Днем она могла быть не в настроении, рассеянно отвечать на вопросы друзей, знакомых, автоматически давать автографы, расстраиваться, что «сегодня совсем не в голосе», жаловаться на головную боль, но к концерту все исчезало, она преображалась, и начиналось то зрелище, которое довелось увидеть ленинградцам и о котором говорили в эти десять дней всюду. Начинались «Монологи певицы» - где не было не то что антракта, даже просто пауз между песнями. Секунда, и одна песня сменяла другую, один монолог - другой.
И, глядя на Пугачеву на сцене, вспоминая ее в беседе, ее ответы на вопросы, я думал: только бы не растворились в вашем, читатель и зритель, восприятии, за разными там любопытными деталями и подробностями из жизни звезды те главные слова, что были, возможно, сказаны ею мимоходом, вскользь, но от этого ценности не теряли: «Нужно каждый концерт помнить, что все это не вечно, и работать с этой мыслью... Зритель ждет, ищет в певице личность... Пока я нужна, не могу не петь».
Прощаясь, Алла улыбнулась:
- Ну и работу вы мне задали... Вопросы все непросты... Каждый, наверное, достоин отдельной статьи. Спасибо всем вам, мои уважаемые собеседники, читатели «Смены», я не хочу ставить точку (берет ручку и пишет):
«Встретимся – договорим. А. Пугачева»
Собрал вопросы и записал ответы М. САДЧИКОВ
"Смена", №57, 1983 год