ВСТРЕЧИ В ПУТИ

Эдуард Ханок

allaborisovna.narod.ru >> досуг >> встречи в пути >> эдуард ханок

1981   1984   1992


1981 год. Черноморская здравница (Сочи), 16.06.81. Э. Ханок: «Свой путь»

- Зависит ли успех ваших песен от исполнителей?

- Несомненно. Приведу пример: у меня долго пролежала песня «Журавлик». Показал ее Алле Борисовне Пугачевой. Ей песня понравилась. Она предложила сменить вальсообразный размер на четыре четверти. И песня имела успех.

Прислал Станислав Каазаков (Екатеринбург)


1984 год. Знамя труда (Джамбул), 22.11.84. Э. Ханок: «Найти свою тему»

…- «Зима» появилась в 1971 году, затем «Разговоры», «Верба», «Давай поговорим»… Уже тогда окончательно сформировался ваш песенный стиль – очень простой по музыкальному языку, с заметными фольклорными акцентами… И вдруг на какое-то время ваше имя исчезло с концертных афиш исполнителей, программ радио, телевидения…

- Дело в том, что в 1974 году я увлекся кино… Ленты, в которых я участвовал, к сожалению, оказались слабыми. Я же, как человек увлекающийся, с головой ушел в работу и отдал ей много сил. … Когда я вернулся из мира кино в мир обычный, то оказалось, что здесь многое изменилось… Я долго не мог приспособиться к этим новым обстоятельствам – чувствовал, что пишу блекло и главное – старомодно… Наконец, через какое-то время почувствовал, что вкус к творчеству постепенно  возвращается. Вот в такой ситуации была написана «Песня первоклассника». Ее текст мне дал поэт Игорь Шаферан. Прочитав стихи, я понял, что все это для меня. Сочинялось удивительно легко – было такое ощущение, что не я писал, а музыка просилась наружу…

- Затем песню исполнила Алла Пугачева…

- Не просто исполнила… Просто взять ноты и спеть Алла Пугачева не может. Она всегда вживается в песню, выстраивает ее музыкально на себя – конечно, в зависимости от «развития событий», сюжета, как она его понимает. Иногда просит поэта поменять куски текста, композитора – пересочинить какой-то музыкальный фрагмент. Запись этой песни мы делали в радиостудии. Была партитура, были приглашены музыканты, но многое в окончательном варианте оркестровки принадлежит Пугачевой.

Или еще один пример отношения певицы к новым песням. Я вспомнил, что среди множества музыки, «погибшей» в моих неудачных фильмах, есть песня под названием «Журавлик». Показал ее Алле Пугачевой. Ей понравилось, но она сразу же предложила изменить музыкальный размер. Это не было диктатом певицы – каждую деталь будущего исполнения мы долго совместно обсуждали…

Прислал Станислав Каазаков (Екатеринбург)


1992 год. Смена (С-Петербург), 16.12.92. Э. Ханок: «Всех звезд я насквозь вижу!»

- Основной постулат Ханка: утверждение, что период настоящей звездности у артиста на эстраде не может длиться больше 10 лет. Не так ли?

- В принципе да… Яркий пример – Раймонд Паулс. Первая блестящая волна как одного из лучших джазовых музыкантов страны, потом – 13 лет полного молчания. И дальше – вторая блестящая волна как композитора-песенника.

- То есть волн может быть несколько?

- Нет, вот я хочу доказать, что волн может быть только две. Третьей не бывает. Это подтверждают и усилия Аллы Борисовны, которые она предпринимает с 86-го года. Согласитесь: результатов громадных нет. И она в этом не виновата, потому что третьей волны не бывает в природе.

А сейчас и Мадонна точно идет графиком Аллы Борисовны. Мадонна блестяще работала с 83-го по 88-й, в а 89-м – полный ноль и дальше постепенный спад…

- Неужели даже такой сверхзвезде, национальной героине, как Пугачева, не удалось вырваться, стать исключением из правила? Ведь вся ее жизнь – это сплошное крушение канонов.

- Хорошо, вот вам полный расклад Пугачевой. С 75-го по 79-й – блистательная волна от «Арлекино» до «Лето, ах, лето». В 80-м она сдает позиции. Это не значит, что вообще выбывает. Сбой – не молчанье. Артист выпускает хорошие песни, но не суперхиты. Пугачева же измеряется только суперхитами. Когда опускается до просто хитов, то нисходит до уровня, скажем, Маши Распутиной. А это разный класс: Распутина здесь, а Пугачева в облаках, много выше.

В 80-м Алла Борисовна впервые не вошла в финал «Песни года», у нее был явный спад. Но ей повезло по-крупному: дуэт с Паулсом вознес на вторую волну, которая была блестящей. Но все захлебнулось в 85-м с песнями «Без меня тебе, любимый мой» и «Эй, вы там, наверху». Дальше никогда уже она не поднималась до того же уровня. И не поднимется в силу того, что каждому отмерян срок и время его истекло.

Все, что происходило потом, может вызвать лишь сожаление и ностальгию.

- А как же тандем с Кузьминым, песня «Две звезды»?

- Песню эту сам Кузьмин разбил в пух и прах в интервью «Комсомолке». Но дело даже не в песне «Две звезды»,  а в том, что так две звезды не поют. Две звезды – этоМайкл Джексон и Мадонна, рядом стоящие, или, скажем, Пугачева и Паулс. А когда стоит суперзвезда, а рядом с ней звезда гэпэтэу, школ и техникумов товарищ Кузьмин – разве это уровень разговора?

- Что артисту остается делать, когда звездность, увы, заканчивается? Удариться в пьянку, уйти в монастырь, или, всем волнам назло, продолжать петь и петь?

- Варианты есть. Один из них выбрал Паулс, когда ушел в министры культуры. Другой, блестящий вариант выбрала Пугачева, которая сделала свой Театр, но над этим проектом висит крест ее нынешней ситуации, желающие сокрушить совершенно неприступную крепость. Посмотрите – что такое «Рождественские встречи»? Стоило ли заканчивать режиссерский факультет? Сегодня Пугачевой на правах хозяйки логичней выходить в «Рождественских» в середине вечера, петь несколько песен, но в финале должен быть ну если не какой-нибудь суперпевец наш, то что-то вроде Патрисии Каас или Фила Коллинза… А то в «Рождественских» все строится под Пугачеву, а былого обвала, шквала нет.

- Зная самолюбивый характер Аллы Борисовны, я за вас, Эдуард Семеныч, побаиваюсь! Слышала бы она ваши речи! То ли еще было б! Да и я ее очень люблю и ценю, мне обидно вас слушать. Как подумаешь, сколько она все-таки сделала, кем для народа стала – оторопь берет, и все эти ваши «законы волны», какими бы убедительными не казались, все равно, думается, не способны передать масштаб ее личности и ею содеянного…

- Я вообще вне симпатий и антипатий… Если мне удастся доказать «закон волны», то мое имя войдет в международную теорию эстрады. Но это еще 10-15 лет работы…

- Как с точки зрения вашего закона можно оценить судьбу Софии Ротару? Ведь, на мой взгляд, именно она сейчас самая яркая, самая дееспособная эстрадная звезда… И такое удивительное долголетие. Не нарушает ли ее биография ваши постулаты?

- Как ни странно, ей Пугачева помогла. Когда в начале 80-х Алла Борисовна села на трон, ее конкурентки остались на обочине. Пока Пугачева царствовала, Ротару как бы работала, но как бы и отдыхала. Она не могла работать в полную конкуренцию. Если бы она была «мужиком», ей было бы легче. Женщине очень тяжело работать, когда рядом суперзвезда… Так вот «обочина» сохранила Ротару в резерве, и когда Пугачеву «заклинило» в 85-86-м, то самыми популярными песнями стали – вспомните-ка!

- «Лаванда», «Луна,  луна».

- Это не случайно!..

- …А может быть такое, что в течение многих лет вообще суперзвезды нет?

- Естественно! Природа отдыхает. До Пугачевой у нас был Магомаев, но между ними много лет прошло. Сейчас опять белый лист и что-то никого на горизонте.

Прислал Станислав Каазаков (Екатеринбург)

Последнее обновление: 25.08.2003
A
Hosted by uCoz