allaborisovna.narod.ru >> алла-графия >> библиография >> статьи >> стань личностью!

СТАНЬ ЛИЧНОСТЬЮ!

ВОСКРЕСНЫЙ ГОСТЬ «СМЕНЫ» — ЗАСЛУЖЕННАЯ АРТИСТКА РСФСР Алла ПУГАЧЕВА

Среди любителей творчества Аллы Пугачевой, пожалуй, самые горячие ее поклонники - те, кому сегодня от четырнадцати до семнадцати лет. Личность певицы, тот образ, который она создает на сцене, очень созвучны ребятам своей раскованностью, оптимизмом, искренностью. Недавно А. Пугачева встречалась со старшеклассниками. Предлагаем запись их беседы.

- Алла Борисовна, как вы относитесь к своим поклонникам?

- Признаться, есть артисты, которым нравится, когда возле них останавливаются на улице, задают вопросы, бегают для них в магазин за покупками, приносят подарки к праздникам... Мне лично это глубоко неприятно. Вообще-то я человек довольно замкнутый. И мне кажется жестоким ненасытное любопытство к личной жизни артиста.
Около дома, где я живу, постоянно собирается толпа людей. Я без труда определяю, кто из них просто бездельники, которые могут тратить время на то, чтобы следить, куда я пошла, с кем пошла, во что одета… Есть среди них и такие, которых мне по-человечески жалко. Это подростки, мальчики и девочки, которые живут лишь светом чужой жизни, словно не имеют своей собственной. И знаете, приходится их даже как-то воспитывать. Приходит ко мне однажды ко мне мой техник-смотритель, жалуется: ну что с ними делать, стучат в двери, исписали все стены в подъезде... Говорю, дайте им дело какое-нибудь, вон снег лежит, пусть убирают. И действительно, они весь снег убрали… В общем, просто так махнуть рукой на них я не могу. Хотя считаю, что в первую очередь человек должен «делать себя» сам.

- У вас растет дочь. Какие у вас принципы воспитания?

- Если они и есть у мен, то главное в том, чтобы дочка их не чувствовала. Потому что, я уверена, воспитывает прежде всего реальная жизнь, личный пример матери. Важно, что у дочери есть чувство ответственности за мой труд, она понимает, как это тяжело - быть певицей. Меня радует, что моя девочка не может просто так сидеть в зале на моих концертах, - она стоит за кулисами с полотенцем в руках. Я ее не прошу, но она знает, что, когда я выйду со сцены вся взмокшая, надо накинуть мне на плечи полотенце, подать стакан воды.

- Сказывается ли на ней ваш успех, популярность?

- Ребенок есть ребенок, и, конечно, популярность матери накладывает и на нее какой-то отпечаток, хотя у нее и другая фамилия. Но мне понравилось, как она вела себя на конкурсе «Веселые нотки», куда ее пригласили спеть какую-то песню. Когда она вышла на сцену, ведущий стал ее расспрашивать: Ну а в семье у вас кто-нибудь поет?». Я прямо замерла вся... «Да, - говорит, - поют. «Ну а кто же все-таки больше всех любит петь?" - не отступал ведущий. А она говорит: «Бабушка!», Не выдала тайны, и мне это очень понравилось.

- А как складывались у вас самой отношения с вашей мамой? Особенно в так называемом «трудном возрасте»?

- Я раньше, чем большинство моих сверстников, стала самостоятельной. Работала, когда у меня еще паспорта не было, - жизнь так сложилась, надо было работать. Напротив нашего дома был клуб Первого часового завода, и вот я там устроилась, как сейчас помню, на полставки, на 30 рублей. Для меня тогда это были огромные деньги. Но мать всегда говорила: неважно, сколько ты получаешь, тяжелая работа или легкая - ты все равно должна работать на совесть. Вот это и сейчас мой главный принцип: работать не за благодарность, не за аплодисменты, а просто потому, что у тебя есть совесть, и, она съест тебя с потрохами, если ты что-то сделал плохо...
А какую надо было маме иметь выдержку, чтобы отпустить меня одну в 16 лет (тогда я уже училась в музыкальном училище) в первую в жизни поездку с эстрадным коллективом. Мама вначале только руками всплеснула, когда услышала про это. Я плакала, умоляла отпустить меня, объясняя, что мне необходимо знать, что такое эстрада, потому что я чувствую: мне там нужно быть. И она меня поняла, за что я ей до сих пор глубоко 6лагодарна.
Ни разу за долгое время, даже когда я уже появилась на экране телевизора, я не слышала от мамы похвал и восторгов. Зато замечаний у нее было множество. И только когда я позвонила из Болгарии и сказала про успех «Арлекино», то услышала неожиданное: «Ты молодец, доченька».
Наверное, это от мамы пошло: сколько бы зал ни аплодировал, главный судья - ты сам. И если чувствуешь, что делаешь что-то не то и не так, то, хоть зрители в восторге, знаешь: ночью тебе не спать, днем не есть до тех пор, пока не будет другого концерта, на котором ты сможешь оправдать себя в своих глазах.
Я не люблю высоких фраз - лучше, когда обо всем говорят - просто и искренне. Но слова Н. Островского о том, что именно так надо прожить свою жизнь, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, - это очень точные слова. Их часто вспоминали в моей семье, и для меня они стали законом.

- Какие книги оказали на вас наибольшее влияние?

- Я думаю, что 16-18 лет именно гот возраст, когда нужно читать, впитывать как можно больше. Сейчас, например, я во многом все еще живу теми запасами, которые были накоплены в те годы. В 18 лет открыла для себя Андрея Платонова, увлеклась поэзией Ахматовой, Цветаевой... Очень люблю Чехова - за «брильянтовость», отчеканенность его рассказов. Еще — поэзию Пастернака, Шекспира…

- А кто ваш любимый композитор?

- Люблю Бетховена, Баха... Из современных композиторов люблю песни Пахмутовой, хотя и не пою их. Люблю песни Тухманова. Очень близко мне творчество Раймонда Паулса.

- В школьных анкетах часто задают вопрос: «Что бы ты сделал, если бы был волшебником?». Вот вы, Алла Борисовна, как бы ответили на него?

- Я бы, пожалуй, сделала так, чтобы у меня было побольше времени для общения с интересными для меня людьми. Перенеслась бы, например, в Сибирь, в Красноярский край, к удивительному писателю Астафьеву, мне очень хочется с ним поговорить. Я его даже прозаиком не могу назвать, он поэт, понимаете? Когда Астафьева читаешь, то кажется, что его прозу можно петь.
А еще я продлила бы жизнь талантливым людям, которые рано угодят: Шукшину, Высоцкому, Джо Дассену, Олегу Далю...

- Есть у вас увлечения, кроме песен?

- Увлечение песней у меня так сильно, что, по-моему, увлекаться чем-то другим просто невозможно. Ведь работать над песней - не значит просто выучить слова и музыку. Песня - это целый мир, в который окунаешься с головой. Это работа с художниками, декораторами, костюмерами, композиторская работа, общение с поэтами, которые сначала пишут то, что им хочется, потом из этого нужно сделать то, что мне хочется, а уж потом из этого получается то, что хочется зрителям... В общем, это целый круг увлечений, а все вместе это и называется песня. Ну а кроме работы, очень люблю природу (на которую, к сожалению, не хватает времени) и еще общение с друзьями, которых у меня, правда, мало, но в том их ценность.

- Алла Борисовна, по-вашему, что такое «жить весело»?

- Я помню, как в детстве в маленькой квартире мои молодые родители собирались со своими молодыми друзьями, молодыми родственниками. Они заранее придумывали, как организовать такой вечер, чем рассмешить и удивить гостей. Жаль, что сейчас редко такое увидишь. Для меня те вечера остались примером на всю жизнь. Если я хочу повеселиться, то собираю своих .друзей, мы придумываем всякие сюрпризы, .которые будут интересны всем, любим импровизировать, одним словом, - творить праздник собственными руками. И я очень благодарна своим родителям, которые, несмотря на тяжелый труд, умели жить весело.
А весело жить - это когда человеку отдыхать весело, и работать тоже весело!

С гостем встречалась О. МАРИНИЧЕВА
"Смена", №232, 1983 год

Hosted by uCoz