allaborisovna.narod.ru >> алла-графия >> библиография >> статьи >> под маской арлекина, или главное кредо аллы пугачёвой

ПОД МАСКОЙ АРЛЕКИНА, ИЛИ ГЛАВНОЕ КРЕДО АЛЛЫ ПУГАЧЕВОЙ

- Какой же силой должен обладать талант певицы, чтобы давно забытой песне дать второе рождение, вдохнуть в её содержание своё дыхание! Это достигается только полной отдачей самому чистому и дорогому - большому эстрадному искусству. И я благодарен вам за это, - сказал автор песни "Арлекино" болгарский певец Эмил Димитров Алле Пугачёвой. Это было на фестивале "Золотой Орфей-75", на котором советская певица получила главный приз. И с тех пор песня "Арлекино" стала постоянным спутником в победном шествии Аллы Пугачёвой по эстрадным площадкам страны.

Певица утверждает, что петь она начала чисто случайно. После музыкальной школы она занимается на факультете хорового дирижирования в музыкальном училище… В дальнейшем - работа в эстрадно-цирковом училище в должности концертмейстера. Так и хочется предположить, что именно в цирковом училище, где Алла между делом хорошо освоила жонглирование, и родился прообраз персонажа, облечённого в ореол боли и насмешки, иронии и печали - того самого Арлекино… Но на самом деле всё было не так.

Алла родилась в семье циркового артиста. Её отец был прирождённым жонглёром. И тем не менее девочка мечтала не о цирке, а о драматическом театре. Но её музыкальные способности были столь выражены, что дорога в музыкальное училище казалась самой верной. Уже занимаясь в училище, Алла, по настоянию подруг, попробовала себя на конкурсе в одном эстрадном коллективе. И, к своему удивлению, была принята. Начались гастроли по стране. Началось и первое знакомство с эстрадой.

- На одном из выступлений вышла на сцену на шпильках, - вспоминает она, - каблук застрял намертво в щели на полу. Я замерла на месте и стала петь в свои 16 трагедию любви тридцатилетней. Это было смешно, зал смеялся, а у меня на глазах слёзы. Окончилась песня, попыталась вытащить каблук, но он сломался. Хромая, с одной туфлёй под мышкой, ушла со сцены. А меня несколько раз вызывали на бис. Вот тогда я поняла, что при определённой расстановке акцентов и трагическая ситуация может вызвать смех.

Но Пугачёва считает, что настоящее формирование её как эстрадной певицы началось во время работы в агитбригаде, созданной на радиостанции "Юность", с которой она выступала в городах Сибири. Встречи с суровой природой, с самоотверженными покорителями этого чудесного края не могли не повлиять на творческое мировоззрение начинающей певицы. Эти концерты она всегда вспоминает как "хорошую эстрадную школу".

Затем - работа в ансамбле "Новый электрон" города Липецка. Множество концертов, снова поездки по стране.

Наконец Алла Пугачёва в прославленном коллективе страны - оркестре под управлением Олега Лундстрема. Признание творческих возможностей певицы пришло не сразу. Однажды она показала Лундстрему новую песню о Шаляпине, которую собиралась исполнять. "Песня мне не нравится", - был ответ маэстро.

Но в одном из концертов певица всё же исполнила её. В песне говорилось о тоске Шаляпина по Родине, о его песнях, звучавших на чужбине. Певица сумела передать слушателям замысел песни - трагедию человека, оказавшегося вдали от Родины. После концерта Лундстрем повторил: "Песня мне всё равно не нравится. Но вы - мастер своего дела".

Нужно заметить, что уже первые свои песни Алла старалась строить на драматургической основе.

- Песня, - считает певица, - всегда художественный факт. Если композитор сумел найти выразительную, доходчивую, ёмкую мелодию с задушевными искренними интонациями, то исполнитель должен извлечь из художественного факта художественный смысл. Порой это трудная кропотливая работа, при которой певец находит в произведении скрытые глубины и выносит их на суд слушателей.

После фестиваля "Золотой Орфей-75" автор болгарского текста песни "Арлекино" поэт Васил Андреев скажет: "Пугачёва - открытие мировой эстрады. Алла играет на сцене так, как играют Беко, Пиаф, Димитров."

Сдержанная манера, немного лукавая, шутливая, лирически сосредоточенная - вот что уже найдено певицей, и это гораздо интереснее и глубже манеры "звонкой подачи" песни. Изящная простота пения, образные жесты, удовольствие, испытываемое самой певицей, передаются чуткому зрительному залу. Найти всё это А. Пугачёвой помогло музыкальное образование.

- Я теперь хорошо знаю, - говорит она, - что настоящая певица должна быть и музыкантом.

Это убеждение особенно ярко отразилось в работе над песней "Посидим, поокаем". Она была написана специально для хора. Певица принесла песню на эстраду, изменив размер песни, и сегодня она звучит в той редакции, в какой вы её слышите. С этой песней Пугачёва выступала на 5 Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Случилось так, что она была не единственной, выбравшей именно это произведение. Но победителем стала Пугачёва. И дело тут не в том, что её голос оказался лучше. В смысле вокальной подготовки на таких конкурсах выступают певцы примерно с одинаковыми возможностями. Дело в том, что Пугачёва нашла вместе с композитором и поэтом драматический образ песни, выявившийся в текстовом и игровом плане. Так певица, сделав некоторые изменения в тексте, стала полноправным соавтором песни.

- И всё-таки всех, наверное, интересует, как я добралась до своей "самой-самой" песни "Арлекино", - говорит Алла. - Прежде всего, меня привлекает творчество эстрадного певца и композитора Э. Димитрова. Каждая его песня, пусть даже небольшой жизненный эпизод, открывает большую человеческую правду, имеет то, что на языке драматургов называется конфликтом. Неважно, о чём поётся в них - о грусти несбывшихся ожиданий или о светлой печали несостоявшейся любви, главная тема песен - любовь к людям, призыв к гуманности.

Одна из них, а именно "Арлекино", была написана 15 лет назад и принесла автору популярность и звание лауреата эстрадного фестиваля в Сопоте. С ней Димитров начал свою большую жизнь на эстраде. К этой теме он обратился не случайно: ведь его родители - известные в Болгарии цирковые артисты, и мальчик фактически вырос в цирке. Ему, как не кому другому, была знакома жизнь и работа "творцов" смеха - клоунов. Алла Пугачёва тоже хорошо знает жизнь цирка и поэтому обратилась к этой же теме.

Аранжировал песню руководитель ВИА "Весёлые ребята" Павел Слободкин, русский текст написал поэт Борис Баркас. Певице хотелось, чтобы героем песни стал цирковой клоун. Поэтому в песню введён номер цирковой парадной музыки. Согласно тексту, Арлекин - источник смеха, и награда для него смех публики. Глазами Арлекина мы видим публику: здесь чваные богачи и бедняки галерок. Ритмическая пульсация и динамика музыки - передают остроту действия, происходящего на манеже. певица настолько достоверно создала образ Арлекина, что, когда окончилась песня, её попросили "снять маску "Арлекина" и сказать, как удалось ей всё это. И тогда она сказала:

- Сколько песен у меня в программе, столько раз, мне кажется, я меняюсь и внешне. И до сих пор не знаю, где я настоящая - та, что на сцене, или та, что за кулисами.

Актриса говорит о том, что этому перевоплощению она ещё училась и в кино, в котором озвучивала массу ролей. С одной из последних её работ зрители могли познакомиться в комедии Э. Рязанова "Ирония судьбы, или с лёгким паром", в которой А. Пугачёва пела за Барбару Брыльску, исполнявшую главную роль в фильме. Ни у кого из зрителей не вызвало сомнения, что пела сама исполнительница роли, поскольку в титрах не указано имя дублёра. И это произошло потому, что Пугачёва напела песни с большим мастерством драматического актёра…

- Ничего трудного в этом нет, - говорит она, - нужно только много работать. Это признание - творческое кредо популярной эстрадной певицы.

Г. Таубин
"Советская молодёжь" (ЛССР печатный орган ЦК ВЛКСМ) 1976 год.

Hosted by uCoz